Preview

Врач и информационные технологии

Расширенный поиск

Концепция применения больших языковых моделей при использовании кейс-метода в медицинском образовании

https://doi.org/10.25881/18110193_2024_3_62

Аннотация

Цель. Исследование посвящено современным формам реализации кейс-метода как ключевого инструмента в развитии клинического мышления врачей. Определены основные факторы, усложняющие создание ситуационных задач и ограничивающие масштабное применение этого метода в медицинском образовании.

Материалы и методы. Предложена концепция использования больших языковых моделей (LLM) для снижения сложности и трудоемкости разработки ситуационных задач в медицинском обучении.

Результаты. Разработан и протестирован прототип интерактивного кейса на базе LLM ChatGPT-4o, основанный на клинической рекомендации по хронической сердечной недостаточности. Прототип позволяет диалоговое взаимодействие с обучающимися, генерацию лабораторных и инструментальных данных, а также адаптацию сложности кейсов в режиме реального времени. Несмотря на эффективность, подтверждены риски, связанные с появлением ошибок генерации контента (так называемых "галлюцинаций").

Заключение. Предложена концепция применения LLM для автоматизации и улучшения кейс-метода в медицинском образовании. Сформулированы требования к разработке цифрового решения, которое позволит значительно упростить создание и модификацию ситуационных задач, а также обеспечит развитие клинического мышления врачей. Дальнейшие усилия должны быть направлены на минимизацию генеративных ошибок и создание специализированных интерфейсов для эффективного использования LLM в обучении.

Об авторах

П. Е. Асташев
ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

к.м.н.

г. Москва



О. В. Пензин
ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

к.м.н.

г. Москва



С. А. Субботин
ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

г. Москва



О. Э. Карпов
ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, академик РАН

г. Москва



Список литературы

1. Шкуратова Е.И. Сущность метода case-based learning // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №11.

2. Мелоян В.Г., Бегларян М.Е., Лузин А.И. Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-2. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razrabotki-i-ispolzovaniyakeys-metoda-v-uchebnom-protsesse. Доступ от 27.08.2024.

3. Lane JL, Slavin S, Ziv A. Simulation in medical education: A re- view. Simulation & Gaming. 2001; 32(3): 297-314.

4. Андронов В.П. Формирование клинического мышления в условиях вузовского обучения // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – №2-1. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-klinicheskogo-myshleniya-v-usloviyah-vuzovskogo-obucheniya. Доступ от 27.08.2024.

5. Буравкова А.Г., Демьянова О.Б., Буравков Б.П. Ситуационные задачи как способ формирования клинического мышления врача // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – №38. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnye-zadachikak-sposob-formirovaniya-klinicheskogo-myshleniya-vracha. Доступ от 27.08.2024.

6. Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н. Использование кейс-метода в высшем медицинском образовании // БМЖ. – 2010. – №2. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovaniekeys-metoda-v-vysshem-meditsinskom-obrazovanii. Доступ от 27.08.2024

7. Путинцев А.Н., Алексеев Т.В. Кейс-метод в медицинском образовании: современные программные продукты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №12-9. – С.1655-1659.

8. Mitchell JA, Lee AS, TenBrink T, et al. AI/LEARN: an interactive videodisk system for teaching medical concepts and reasoning. J Med Syst. 1987; 11(6): 421-429. doi: 10.1007/BF00993009.

9. Методические рекомендации по созданию интерактивных ситуационных задач. Центр развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Доступно по: https://centrnmo.ru/fileadmin/user_upload/files/metodicheskie_rekomendacii_po_sozdaniju_isz.pdf. Доступ от 27.08.2024.

10. Интерактивные ситуационные задачи по чтению и интерпретации электрокардиограмм. Портал медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Доступно по: https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/proekty/novye-vozmozhnosti-nepreryvnogo-obrazovanija/interaktivnye-situacionnye-zadachi-po-chteniju-i-interpretacii-ehlektrokardiogramm. Доступ от 27.08.2024

11. ChatGPT. OpenAI, L.L.C. Available from: https://chatgpt.com. Сited 27.08.2024.

12. GigaChat Реестровая запись №20407 от 14.12.2023. Российский реестр программного обеспечения. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Доступно по: https://reestr.digital.gov.ru/reestr/2011617. Доступ от 27.08.2024.

13. iz.ru Известия. Доступно по: https://iz.ru/1665343/2024-03-14/kolichestvo-polzovatelei-gigachati-kandinsky-dostiglo-18-mln. Доступ от 27.08.2024.

14. Шадеркина В.А. ChatGPT в медицине: возможности и ограничения // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. – 2024. – №10(1). – С.33-43.

15. tass.ru ТАСС. Доступно по: https://tass.ru/obschestvo/19975699. Доступ от 27.08.2024.

16. Safranek CW, Sidamon-Eristoff AE, Gilson A, Chartash D. The Role of Large Language Models in Medical Education: Applications and Implications. JMIR Med Educ. 2023; 9: e50945. doi: 10.2196/50945.

17. ChatClinic Available from: https://www.chatclinic.ai/about. Сited 27.08.2024.

18. Хроническая сердечная недостаточность. Рубрикатор клинических рекомендации Минздрава России. Доступно по: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/156_1. Доступ от 27.08.2024.

19. DALL·E 3. OpenAI, L.L.C. Available from: https://openai.com/index/dall-e-3. Сited 27.08.2024.


Рецензия

Для цитирования:


Асташев П.Е., Пензин О.В., Субботин С.А., Карпов О.Э. Концепция применения больших языковых моделей при использовании кейс-метода в медицинском образовании. Врач и информационные технологии. 2024;(3):62-71. https://doi.org/10.25881/18110193_2024_3_62

For citation:


Astashev P.E., Penzin O.V., Subbotin S.A., Karpov O.E. The concept of utilizing Large Language Models for enhancing case-based learning in medical education. Medical Doctor and Information Technologies. 2024;(3):62-71. (In Russ.) https://doi.org/10.25881/18110193_2024_3_62

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1811-0193 (Print)
ISSN 2413-5208 (Online)